Ребенок и ответственность

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему на свете есть ответственные и безответственные люди? И те, и другие являются результатом определенного воспитания, окружения и особенно взаимоотношений людей ближнего круга.

Как часто мы возмущаемся, когда тот, или иной человек, с которым мы имеем дело, при первой же опасности, или непредвиденной ситуации, сразу уходит «в кусты». Или более того, сделав что-то неприятное, пытается свалить вину за свой поступок на другого человека. В юном возрасте это проявляется в мелочах, вроде невыученной лекции, или пропущенного урока в школе, — невелика беда. Но чем старше становится ребенок, тем тяжелее последствия могут наступить за безответственный поступок. Ситуаций может быть масса: вас может подвести коллега на работе, не сделав своевременно отчет, из-за чего пострадают и другие сотрудники.

В «делах сердечных» показатель ответственности почему-то всегда оказывается «на нуле» у обеих сторон, даже не смотря на то, сколько столетий эта тема мусолится в романах и кинолентах. Сколько миллионов раз люди сталкивались с проблемой одинокого материнства только потому, что биологический отец «не ожидал ребенка» и оказался «не готов, потому что не хотел этого», после чего уходил в «свободное плавание», оставляя решение вопроса своей, теперь уже бывшей, возлюбленной. Возможно, пришла пора обратить внимание на корни данной проблемы, которая без сомнения, связана со многими психологическими факторами в каждом отдельно рассмотренном случае. Где же еще можно искать эти «корни», кроме как в прекрасном, беззаботном детстве, откуда, пожалуй, произрастают все известные привычки и комплексы.

Вот, например, ситуация, которая временами происходит у каждого ребенка: во время игры сломалась любимая мамина вещь, или дорогая игрушка, подаренная дедушкой. Что же делать? Ребенок почти всегда подсознательно понимает, когда делает что-то нехорошее. На мамин вопрос «что случилось?» обычно идут ответы вроде «я не знаю», «она сама», «это не я», или более изощренные варианты лжи. Реакция ребенка вполне оправдана в ситуации, когда родители за честный ответ — «да, я сломал» — больно наказывают. В таком случае формируется четкая установка: если я скажу правду – меня будут бить, или сильно ругать, значит нужно сделать все возможное, чтобы скрыть ее. То есть, такими «воспитательными» действиями родители добиваются только того, что ребенок учится уходить от ответственности.

В другом случае, родители оправдывают поступок своего чада сами: «это он не нарочно», или «он не хотел, ты сам виноват, что дал поиграть ему свою машинку». Увидев такую реакцию родителей на свой причиненный вред, со временем, ребенок вообще перестанет замечать, что может сделать кому-то неприятно. Во взрослой жизни это может проявиться, например, в том, что человек опоздает на два часа, или вообще не придёт на встречу, а потом даже не будет пытаться оправдываться, или объяснять причину, потому как ему абсолютно безразлично, что ближнему неприятно.
Поэтому если вы хотите вырастить ответственного и адекватного человека, будьте очень внимательны к тому, что говорите сами, как реагируете на определённые события и обращайте внимание ребёнка на хорошие и правильные поступки окружающих.

Итак, мы уже выяснили, что все привычки закладываются с детства. В каких же случаях мы можем диагностировать и минимизировать безответственность на ранних, безобидных стадиях проявления? Мы попытаемся показать альтернативный сценарий развития событий в случае, если ребенок испортил что-то и отказывается это признать.

Для начала, важно осознание того, что неприятное действие совершено (разбита чашка, испорчена мамина косметика, купленная к 8 марта, и т.д.). Далее, в спокойном, но строгом тоне объясните, что вам это очень неприятно, и почему именно неприятно. Здесь не жалейте красноречия, но не в коем случае не переходите на крик, — в вашем повествовании должна быть нотка тепла, даже если вам очень неприятно и хочется высказать все, что накипело.

Будьте внимательны к реакциям ребенка на ваши слова, тогда вы обязательно заметите тот момент, когда ребенку стало действительно стыдно. Тогда обнимите его и скажите, что вы его прощаете, но не хотели бы, чтобы он делал так еще когда-нибудь (если вещьиспорчена умышленно). Если ребенок испортил что-то случайно, скажите, чтобы он впредь был аккуратнее, или попросите его больше не брать ваши вещи. Подобные ситуации могут повторяться еще много раз и после воспитательных бесед, но ваша реакция всегда должна быть одна и та же – только так можно добиться желаемого результата и развить чувство ответственности.

Воспитание ребенка – очень сложное занятие, требующее внимательности, понимания и спокойствия взрослых. Но затраченные усилия помогут вам и вашим чадам понимать друг друга в будущем. Это залог того, что вы сохраните теплые отношения со своими детьми на всю жизнь.

Комментарии запрещены.